12 октября опубликовали указ президента РФ Владимира Путина о семимесячном моратории на обнуление топливного демпфера. С октября 2025 по май 2026 выплаты нефтяникам сохраняются даже при выходе оптовых цен за пороговые уровни.
– Параллельно отменен дополнительный акциз при выпуске зимнего дизеля путем смешения на нефтебазах. На рынке дефицитные сигналы усилились из-за ремонтов НПЗ и запрета экспорта для части категорий, но решение снижает риск ценовых разрывов внутри страны, – отмечает Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global.
Демпфер был введен как бюджетная компенсация при высоких экспортных нетбэках. Его задача сдерживать рост внутреннего опта и розницы. По Налоговому кодексу при отклонении средних оптовых цен свыше 10% по бензину и 20% по дизелю выплаты обнулялись.
Это уже случалось в сентябре 2023 и в августе 2025 по бензину. Механизм работал как амортизатор. Когда внешняя маржа росла, бюджет частично закрывал вилку, что удерживало биржевые цены и сглаживало сезонные пики.
Читайте также:
Данный мораторий убирает главный триггер шоков. Нефтяные компании продолжат получать выплаты по демпферу во время ремонтов и ограничений на экспорт, что поможет удерживать поставки. Но разрыв между оптом и розницей может вырасти, цены на АЗС сдерживаются инфляцией, а биржевые цены меняются быстрее.
– Отмена допакциза по зимнему ДТ прибавит предложение и сократит сезонную премию по дизелю, поэтому базовый сценарий на 1–2 года сейчас такой. Оптовые цены на топливо на бирже СПБМТСБ будут волатильны, но без экстремумов демпферного нуля. Розница прибавит в стоимости в пределах инфляции. Оценка роста цен на АЗС 6–8% в год при стабильном курсе рубля и мировых цен на нефть. При этом может потребоваться допнастройка акцизов и расширение мер поддержки логистики и независимых АЗС, – резюмирует Владимир Чернов.

SIA.RU: Главное