ЦБ установил перечень юрисдикций, на юрлиц из которых наложены ограничения по участию в капитале операторов сервисов рассрочки (BNPL). Это следует из опубликованного 2 октября проекта указания регулятора. Этим лицам не может принадлежать более 10% капитала таких сервисов, а в случае владения меньшей долей они не могут входить в группу лиц, которым принадлежит более 10% капитала сервисов BNPL. ЦБ установил также правила раскрытия структуры таких владельцев. Указание разработано в связи с принятием закона «О деятельности по предоставлению сервиса рассрочки» (вступает в силу с 1 апреля 2026 года).
В перечень вошли 38 офшоров, в том числе такие, как Британские Виргинские острова, княжества Лихтенштейн и Монако, Каймановы острова, административные единицы Великобритании (острова Гернси, Джерси, Мэн и другие). В основном в этих офшорах установлена нулевая ставка корпоративных налогов.
Такие услуги активно развиваются как банковскими, так и небанковскими структурами. По оценке Т-Банка, объем рынка BNPL-сервисов в первом полугодии 2025 года достиг 300 млрд руб., отмечала газета «Ведомости», что в два раза превысило результат аналогичного периода прошлого года. «Это рынок, где крутятся миллиарды рублей и активно привлекаются граждане, но операторы зачастую находятся вне прямого банковского надзора»,— отмечает управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев.
Такое регулирование «скорее всего вызвано необходимостью распространить на операторов BNPL "традиционные" механизмы контроля собственников кредитных организаций, для повышения их прозрачности», указывает глава Ассоциации участников рынка электронных денег Виктор Достов. По его словам, сервис аккумулирует большое количество данных, влияет (хотя пока и не сильно) на закредитованность населения, поэтому и подпал «под требования к концентрации управления и локализации собственников».
Фактически это продолжение действий регулятора, нацеленных на нивелирование рисков на финансовом рынке.
Елена Ванюшина, Максим Буйлов

SIA.RU: Главное