Газета Дело

Лизинг выезжает на авто

Лизинг выезжает на авто

В Иркутской области на региональном рынке лизинговых услуг серьезнее всего в кризис пострадали компании, специализирующиеся на лизинге транспорта. Зато сейчас они быстрее остальных восстанавливаются. Аналитики отмечают, что спрос на покупку авто в лизинг почти догнал докризисные показатели. Вслед за ценами, которые лизинговые компании снизили также до прежнего уровня.

Рухнули вместе

"Объемы продаж два года назад упали сразу на 40%, -- рассказывает директор подразделения лизинга автотранспорта компании 'Финанс-Ирк' Семен Борисов. -- Особенно много клиентов ушло из долгосрочной аренды транспортных средств". Финансовый директор компании "АвтоЛизинг" Дмитрий Салонин добавляет, что во время экономического спада затраты на лизинговые услуги даже у тех компаний, которые традиционно обновляют автопарк предприятий с помощью лизинга, сократились в разы. Особенно резко упала популярность покупки в лизинг автомобилей для бизнес-нужд (так называемых коммерческих машин). По словам Салонина, в 2009 году в их компании вообще ни одной сделки с коммерческим автотранспортом не прошло.

"Двукратное сокращение рынка лизинга автотранспорта в 2009 году можно считать одним из самых печальных итогов кризиса для этого сегмента рынка", -- отмечает специалист отдела лизинга автотранспорта компании "Байкальский лизинг" Михаил Уманов. Однако он обращает внимание на то, что "похожую картину можно было наблюдать в большинстве сегментов этого рынка -- лизинг недвижимости, оборудования тоже пострадал". То же касается и грузовых автомобилей: по данным рейтингового агентства "ЛизингКом", долгосрочная аренда этого вида транспорта в 2009 году снизилась в России на 50% и составила 14 млрд руб. У новых участников рынка доля этого сегмента сократилась на 9 процентных пунктов (п.п.) и составила 8% (по данным "Эксперт РА").

Основной причиной резкого сжатия рынка аналитики считают отказ банков кредитовать лизинговые компании. "Займы, занимавшие до этого серьезную долю в пассивах лизинговых компаний, стали выдаваться либо под большие проценты, либо не предоставлялись лизинговым компаниям вовсе", -- объясняет Семен Борисов. В результате лизинговым компаниям пришлось самим "затягивать пояса". О каких-либо проявлениях лояльности со стороны банков лизинговым фирмам сразу пришлось забыть: банки увеличили процентные ставки, авансовые платежи и уменьшили сроки кредитования.

Понятное дело, что большинство лизингополучателей в кризис приняло решение сократить расходы и отложить планы по дальнейшему развитию бизнеса. "Таким образом, к сокращению источников финансирования добавился и резкий спад спроса на услуги лизинговых компаний", -- резюмирует Борисов.

По накатанной

Однако уже в первом полугодии 2010 года восстановление активности в сегменте лизинга коммерческого транспорта превысило по темпам рост в других отраслях долгосрочной аренды, говорит Михаил Уманов.

В посткризисный год по мере падения стоимости лизинговых услуг начали расти и закупки коммерческого транспорта при помощи лизинга, отмечает Дмитрий Салонин. Долгосрочная аренда оказалась ближе строительным компаниям региона, прекратившим обновление транспорта в кризис, и ритейлерам, которые не спешили покупать новые авто. Так, по данным "ЛизингКом", за 2010 год продажи в лизинг, в частности, грузового транспорта и автобусов, выросли на 25%. Свои автопарки обновили также маршрутные такси, сменившие старые "Газели" на "Хендай" и "Хонды".

Именно легковой и грузовой автотранспорт, пострадавшие за время экономической нестабильности серьезнее всех, стали лидерами роста популярности лизинговых услуг в послекризисное время. Компании, предоставляющие эти виды транспорта в долгосрочную аренду, первыми пошли навстречу клиенту. "Ввиду высокой ликвидности предмета лизинга и значительно меньших рисков именно автолизинговые компании первыми стали смягчать требования к клиентам и условиям сделок в конце 2009 -- начале 2010 годов", -- рассказывает эксперт рынка лизинга консалтингового агентства "СтатАвто" Евгений Паршин. В итоге за 2010 год объем сегмента лизинга легкового автотранспорта вырос на 108%, сегмента грузовых автомобилей -- на 189%, приводит цифры аналитик.

"Можно признать, что лизинг автомобилей в настоящее время находится на пике спроса за последние три года", -- отмечает Михаил Уманов. В компании "Байкальский лизинг", по его подсчетам, за весь прошлый год рост в этом сегменте составил 185% по сравнению с 2009 годом. "Байкальский лизинг" в течение прошлого года совершила 108 сделок лизинга грузового автотранспорта на сумму 480 млн руб.

Эффект отложенного спроса

Активность своих клиентов специалист "Байкальского лизинга" объясняет эффектом отложенного спроса: проявляют интерес в основном те лизингополучатели, которые сегодня испытывают острую необходимость в финансировании замороженных на период кризиса инвестиционных проектов. Кроме того, эксперты отмечают существенные изменения в самом поведении компаний, желающих получить транспорт в долгосрочную аренду. По мнению Дмитрия Салонина, клиенты стали более придирчивы. "Во-первых, многие столкнулись с проблемами, связанными с дефолтами лизинговых компаний, в результате чего пострадали добросовестные лизингополучатели, -- говорит Салонин. -- Наученные горьким опытом, они стали более внимательно оценивать лизингодателей, обращая внимание на репутацию, размер собственного капитала компании, рекомендации партнеров и поставщиков".

Кроме того, подчеркивает финансовый директор "АвтоЛизинга", кризис научил предпринимателей осторожно планировать расходы, поэтому теперь они с опаской рассматривают новых игроков и тщательно высчитывают размер переплаты.

Лизинговым компаниям также пришлось пересмотреть некоторые аспекты своей деятельности. По мнению Михаила Уманова, участники рынка оптимизировали свои расходы, иначе взглянув на риски. "Подход к анализу потенциальных клиентов стал комплексным, учитывающим не только финансовое состояние лизингополучателя, но и отрасль, в которой он работает", -- приводит пример респондент.

Снижение уровня риска повлекло за собой падение процентных ставок, которое и наблюдается сейчас на рынке лизинговых услуг, объясняет Уманов. По мнению экспертов, цены на долгосрочную аренду уже вернулись к докризисным показателям. "В острой фазе кризиса ни о каких уступках речи идти не могло, наоборот, компании ужесточали требования к клиентам и увеличили тарифы", -- вспоминает Евгений Паршин. Однако к началу 2010 года, по мере восстановления ликвидности, ситуация стала меняться. К третьему кварталу 2010 года, по мнению опрошенных участников рынка, лизинговое предложение успело вернуться на докризисный уровень.

Сейчас, по словам участников рынка, в Иркутске сроки лизинговых контрактов с обычных год назад 1-3 лет выросли до 5 лет. Размер авансового платежа снизился с 30% до 20%, а диапазон ставок с 15-20% годовых изменился до 11-17% годовых.

Спрос, как часто любят повторять коммерсанты, рождает предложение. Примечательно, что по мнению опрошенных игроков, на посткризисном рынке лизинговых услуг сначала появился дефицит. По словам Евгения Паршина, резко выросший в 2010 году спрос привел к тому, что по мере роста продаж потребители в 2011 году столкнулись по некоторым позициям с дефицитом автомобилей.

Веры нет

Однако несмотря на все эти позитивные тенденции, у участников рынка лизинговых услуг нет уверенности, что кризис закончился. Поэтому большинство из них не готовы давать точные прогнозы по росту объемов рынка автолизинга. Компании, предоставляющие в аренду автотранспорт, отмечают положительные тенденции, однако по-разному оценивают перспективы. По мнению Семена Борисова, о полном восстановлении рынка лизинга коммерческого автотранспорта можно будет говорить только через три года. "Сейчас мы в процессе выхода из кризиса", -- уверен Семен Борисов. Собеседник рассчитывает, что рост рынка лизинга коммерческой техники до конца 2011 года составит примерно 20-25%.

В "АвтоЛизинге" прогнозировать так далеко не берутся: "Автопром, конечно, будет поддерживать развитие автолизинга, предлагать совместные программы. А лизинговые компании в свою очередь будут стараться наращивать долю лизинга в общих объемах продаж", -- считает Дмитрий Салонин. По его сведениям, уже в этом году появятся интересные программы лизинга коммерческого транспорта, связанные с повышением деловой активности в летний период: многие строительные и добывающие компании будут стремиться обновить или увеличить автопарк до осени, то есть до конца сезона.

Не торопят события и специалисты по лизингу грузового автотранспорта. "В целом сегмент лизинга грузового автотранспорта постепенно преодолевает последствия кризиса", -- констатирует Михаил Уманов. Он уверен, что дефицит финансовых ресурсов у лизингополучателей до сих пор имеет место. Вместе с планами большинства из них увеличить лизинговые портфели это приведет к росту объемов на рынке лизинга автотранспорта, в том числе и в сегменте грузовых автомобилей.

Сейчас, по данным агентства "ЛизингКом", в Иркутской области работает 20 лизинговых компаний, в арсенале которых имеется лизинг транспорта. Из них пятнадцать компаний -- филиалы российских и зарубежных сетей. В 2008 году общее количество лизингодателей составляло 25 компаний, из них представителями крупных сетей являлись 19 фирм.

 


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело