Импорт новых легковых автомобилей в Россию в феврале сократился на 73%. Зарубежные автопроизводители значительно уменьшили поставки, что связано с падением спроса, переполнением складов (по разным оценкам, там скопилось от 400 до 500 тыс. машин) и повышением ставок утилизационного сбора. Китайские бренды уже начали предоставлять скидки, чтобы справиться с проблемой избыточных запасов. Однако аналитики не ожидают восстановления импорта до конца весны.
«Это ожидаемые результаты. Еще в конце прошлого года многие компании пересматривали свои поставки, понимая, что рынок будет замедляться. "Морозить" деньги никто не хочет»,— считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Отрицательная динамика импорта начала фиксироваться еще в ноябре прошлого года, свидетельствуют данные агентства. Аналитики поясняют, что автопроизводители старались привезти как можно больше машин до повышения утильсбора с 1 октября 2024 года.
На Китай в целом пришлось 80,9% поставок. Также в лидерах Киргизия, Белоруссия и Казахстан. Как поясняет исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов, это страны, через которые ведутся поставки по параллельному импорту: на них приходится 6,6%, 5,2% и 1,9% ввоза.
Из поставленных в феврале 16,2 тыс. новых легковых машин 4 тыс. были привезены в страну по параллельному импорту, уточняет гендиректор агентства Сергей Целиков. Господин Удалов отмечает, что объем официальных поставок снижается, что заметно по сокращению доли ввоза машин из Китая, тогда как параллельный импорт на этом фоне растет. В число основных импортеров новых автомобилей в Россию также входят Корея (0,8%), Грузия (0,8%), Турция (0,7%), Япония (0,7%).
Падение поставок из-за рубежа фиксируется и в сегменте легковых машин с пробегом, хоть и не столь драматичное: на 20%, до 18,5 тыс., следует из данных «Автостата». Самая часто ввозимая марка — японская Toyota, модель — Honda Freed.
Читайте также:
Сергей Удалов объясняет негативную динамику импорта как по подержанным, так и по новым автомобилям отсутствием спроса. Дополнительные факторы — повышенные ставки утильсбора и затоваривание, добавляет он. Участники рынка и аналитики, опрошенные “Ъ”, оценивают стоки у импортеров и дилеров на уровне 400–500 тыс. штук. По оценке директора по маркетингу АГ «Авилон» Андрея Каменского, запасы импортеров составляют четыре-пять месяцев реализации, дилеров — два-три месяца продаж.
Максим Кадаков прогнозирует восстановление импорта в середине года. По его мнению, импортеры и автопроизводители, вероятно, нарастят поставки в ожидании сезонного роста спроса на машины осенью.
«Дефицита точно не будет в ближайшее время. А оживления импорта можно ожидать не раньше мая или даже июня»,— добавляет господин Иванов. Сергей Удалов также полагает, что поставки восстановятся ближе к лету.
Наталия Мирошниченко




SIA.RU: Главное

